Вы вошли как Гость
 
Гости
МБОУ "СОШ № 89" г. Северск Вторник, 19.03.2024, 14:38
Меню сайта
Наш опрос
Комфортность условий
Всего ответов: 293
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять его на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг. Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Но что такое функциональная грамотность педагога? И как проверить ее наличие?

Очевидно, для того чтобы развить эти навыки ФГ у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. То есть получается, что к роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов, который не боится неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, наличия альтернативных точек зрения.

От преподавания — к изучению, от монолога — к интерактивному взаимодействию, от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».


Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся

План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Северск в 2022-2023 учебном году

 План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022/23 учебный год


Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» 

Цель проекта: Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся

Задачи проекта

  1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.

  2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы, включающих в себя:

  • открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)
  • методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
  • методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.
  1. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.

  2. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.

Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей обучающихся, для которых предназначены задания мониторинга, но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

 

Компетенции учителя (способности)

Грамотность учащихся (умения)

Способность сформировать у учеников читательскую грамотность

 

извлекать нужную информацию из письменного текста;

создавать смысловые сообщения в разных текстовых и визуальных форматах;

размышлять о содержании и форме текста;

оценивать текст

Способность сформировать у учеников математическую грамотность

формулировать ситуацию математически;

применять математические понятия, факты, рассуждения и инструменты, чтобы получить решение или сделать выводы;

размышлять над математическим решением или результатами

Способность сформировать у учеников естественно-научную грамотность

распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;

оценивать с научной точки зрения предлагаемые способы изучения вопроса;

анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Способность сформировать у учеников финансовую грамотность

знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков;

навыки, мотивацию и уверенность, которые нужны, чтобы принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях

Способность сформировать у учеников креативное мышление

выдвигать креативные идеи;

уточнять и совершенствовать идеи;

оценивать сильные и слабые стороны креативных идей;

отбирать креативные идеи

Способность сформировать у учеников глобальные компетенции

критически рассматривать с разных точек зрения вопросы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми


Нормативные документы

Распоряжение

ДОО ТО №1846-р от 25.11.2021 о переносе исследования на 27.01.2022


«Методические материалы»

Банки заданий по функциональной грамотности

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности


Презентация: «Метапредметная компетентность педагога как условие для формирования функциональной грамотности учащихся»  Скачать

Полезные ссылки (видео-материалы):

Функциональная неграмотность. Признаки функциональной неграмотности https://www.youtube.com/watch?v=ZqFPGb8Sw2Q

Функциональная грамотность как путь к разносторонней личности https://www.youtube.com/watch?v=8QdysIVOWpQ

Семинары по ФГ https://www.youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8

ТЕСТИРОВАНИЕ PISA 2022 ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Банеры










Мы в TG


Друзья сайта
  • Департамент общего образования Томской области
  • ТОИПКРО
  • ОГУ РЦРО
  • УО ЗАТО Северск
  • ФЦП В ОБРАЗОВАНИИ
  • МИНОБРНАУКИ РФ
  • Рособразование РФ
  • ИНФОРМИКА
  • Федеральный институт педагогических измерений(ФИПИ)
  • ПОРТАЛ ЕГЭ МО РФ
  • ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОУ
  • Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Архив новостей
    Поиск
    © 2024 МБОУ«СОШ №89» . Дата создания 01.09.2010