ГАГАРИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (9 марта 1934 - 27 марта 1968 года)
Лётчик-космонавт СССР. Первый космонавт Земли. Герой Советского Союза. Кавалер высших знаков отличия ряда государств, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. Полковник ВВС СССР, военный лётчик 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, член ЦК ВЛКСМ, депутат Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полет на самолете МиГ-15 по не выясненным до настоящего времени причинам.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил полет в космическое пространство на корабле «Восток-1», запущенном с космодрома Байконур. После 108 минут полета Юрий Гагарин успешно приземлился в Саратовской области.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПУТЬ
9 марта 1934 года родился в городе Клушино, Смоленская область.
В мае 1951 года окончил седьмой класс и поступил в ремесленное училище, которое закончил в июне с отличием по специальности «формовщик-литейщик»
1955 год в июне с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а уже через месяц совершил первый полет на самолете Як-18. В начале октября окончил Саратовский аэроклуб и затем Октябрьским районным военкоматом молодой человек оказался призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в первое Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени Ворошилова.
25 октября 1957 года училище закончено.
3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта того же года приступил к тренировкам.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. На орбите космонавт сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях, записывая их на магнитофон, а также провел ряд простых экспериментов: ел, пил, делал записи карандашом. Путешествие вокруг Земли заняло 108 минут, завершившись возвращением на ее поверхность. Да, во время полета и приземления он столкнулся с разными сложностями и был на волосок от смерти, но хорошая подготовка и волевой характер помогли ему преодолеть трудности.
14 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героический подвиг: первый полет в космос, прославивший нашу социалистическую родину, за проявленные мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение советскому народу, делу коммунизма, делу прогресса всего человечества майору Гагарину Юрию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин погиб. По неизвестным причинам истребитель МиГ-15УТИ совершил маневр, из которого не смог выйти. Самолет врезался в землю возле села Новоселово, Владимирской области. Тела летчиков кремированы, урны с прахом с воинскими почестями похоронены в Кремлевской стене.
Звания
Герой Советского Союза (14 апреля 1961)
Летчик-космонавт СССР (27 июня 1961)
Герой Социалистического Труда ЧССР (29 апреля 1961)
Герой Социалистического Труда (НРБ) (24 мая 1961)
Герой Труда (СРВ) (28 апреля 1962)
Заслуженный мастер спорта СССР (1961, звание присвоено за совершение космического полета и установление первых мировых рекордов в космическом пространстве)
Военный летчик 1-го класса (1961, квалификация присвоена за космический полет)
Ордена
Орден Ленина (СССР, 14 апреля 1961)
Орден «Георгий Димитров» (Болгария, 24 мая 1961)
Орден Звезды Индонезии II класса (Индонезия, 10 июня 1961)
Орден «Крест Грюнвальда» I степени (Польша, 20 июня 1961)
Первый кавалер ордена «Плайя-Хирон» (Куба, 18 июля 1961)
Орден «За заслуги в воздухоплавании» (Бразилия, 2 августа 1961)
Орден Знамени ВНР I степени с бриллиантами (Венгрия, 21 августа 1961)
«Ожерелье Нила» (Египет, 31 января 1962)
Большая лента ордена Звезды Африки (Либерия, 6 февраля 1962)
Карла Маркса (ГДР, 22 октября 1963)
Медали и дипломы
Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР» (СССР, 1958)
Медаль «За освоение целинных земель» (СССР, 12 апреля 1961)
Медаль «Золотая Звезда» (СССР, 14 апреля 1961)
Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961
Золотая медаль правительства Австрии, 1962
Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (СССР, 9 мая 1965)
Медаль «За безупречную службу» III степени (СССР, март 1966)
Медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» (СССР, январь 1968)
Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР)
Медаль де Лаво (ФАИ)
Золотая медаль и почетный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики
Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции
Золотая авиационная медаль ФАИ
Медаль Колумба (Италия)
Золотая медаль города Сен-Дени (Франция)
Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007
Почетное гражданство
Юрий Гагарин избран почетным гражданином городов:
СССР - Байконур, Калуга, Новозыбков, Клинцы, Новочеркасск, Люберцы, Сумгаит (современный Азербайджан), Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов, Комсомольск-на-Амуре, Тюмень
Россия - Оренбург
Болгария - София, Перник, Пловдив
Греция - Афины
Кипр - Фамагуста, Лимасол
Франция - Сен-Дени
Чехословакия - Тренчьянске Теплице
Вручены золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (Египет)
ПОДВИГ : впервые человек совершил космический полет
Описание полета:
Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведен 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной Гагарина был «Кедр». Начальником стартовой команды во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск Анатолий Кириллов - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера.
Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля «Восток» был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля «Восток-1» была убрана дублирующая тормозная установка.
В самом начале подъема ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма, но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой оказалась на 100 километров выше расчетной.
На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с ее облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звезды во время полета в тени Земли.
Гагарин также провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полетом корабля или испортить аппаратуру. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления.
В конце полета тормозная двигательная установка конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля.
Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля, по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 километров в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать воздух, так что космонавт чуть не задохнулся.
Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашютах в ледяную воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 километрах от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат.
На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.